Информационная безопасность ГБОУ "Санаторная школа-интернат г. Липецка" представляет собой комплекс мер различного характера, направленных на реализацию двух основных целей. Первой целью является защита персональных данных и информационного пространства от несанкционированных вмешательств, хищения информации и изменения конфигурации системы со стороны третьих лиц. Вторая цель информационной безопасности – защита обучающихся от любых видов пропаганды, рекламы, запрещенной законом информации.
Информационная безопасность

Информационная безопасность в современной образовательной среде в соответствии с действующим законодательством предусматривает защиту сведений и данных, относящихся к следующим трем группам:
• персональные данные и сведения, которые имеют отношения к учащимся, преподавательскому составу, персоналу организации, оцифрованные архивные документы;
• обучающие программы, базы данных, библиотеки, другая структурированная информация, применяемая для обеспечения учебного процесса;
• защищенная законом интеллектуальная собственность.
Детские безопасные сайты
- Единый доступ к образовательным сервисам и цифровым учебным материалам для учеников, родителей и учителей - https://myschool.edu.ru
- Электронные учебники издательства "Просвещение" - https://media.prosv.ru
- Яндекс. Учебник — https://education.yandex.ru/home
- Дистанционное образование для детей и школьников в интерактивной форме - https://uchi.ru
- Бесплатная интерактивная онлайн-платформа для изучения школьных предметов: уроки по школьной программе, тренажеры, обучающие карточки - https://obrazavr.ru
- Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) – https://fipi.ru
- Официальный информационный портал ГИА9 – https://gia.edu.ru
- Сдаем ГИА: решу ВПР, ОГЭ, ГВЭ - https://sdamgia.ru
- Сайт Фонда Развития Интернет - http://www.fid.su
- Азбука цифрового мира - https://edu.yar.ru/azbuka
- Лига безопасного Интернета - https://ligainternet.ru
- Обучение и онлайн-консультирование по вопросам сетевой безопасности - http://сетевичок.рф
- Онлайн интернет-игра «Изучи Интернет – управляй им» - http://igra-internet.ru
- Всероссийский образовательный проект в сфере цифровой экономики - https://урокцифры.рф
Родителям
Какие опасности ждут детей в сети Интернет?
Определение термина "информационная безопасность детей" содержится в Федеральном законе N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", регулирующим отношения, связанные с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию. Согласно данному закону "информационная безопасность детей" - это состояние защищенности, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию.
Определение термина "информационная безопасность детей" содержится в Федеральном законе N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", регулирующим отношения, связанные с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию. Согласно данному закону "информационная безопасность детей" - это состояние защищенности, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию.
В силу Федерального закона N 436-ФЗ информацией, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, является:
- информация, запрещенная для распространения среди детей;
- информация, распространение которой ограничено среди детей определенных возрастных категорий.
К запрещенной для распространения среди детей относится информация:
- побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в т.ч. причинению вреда своему здоровью, самоубийству;
- способствующая вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе; принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;
- обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям и животным;
- отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;
- оправдывающая противоправное поведение;
- содержащая нецензурную брань;
- содержащая информацию порнографического характера.
К информации, распространение которой ограничено среди детей определенного возраста, относится информация:
- представляемая в виде изображения или описания жестокости, физического и (или) психического насилия, преступления или иного антиобщественного действия;
- вызывающая у детей страх, ужас или панику, в т.ч. представляемая в виде изображения или описания в унижающей человеческое достоинство форме ненасильственной смерти, заболевания, самоубийства, несчастного случая, аварии или катастрофы и (или) их последствий;
- представляемая в виде изображения или описания половых отношений между мужчиной и женщиной;
- содержащая бранные слова и выражения, не относящиеся к нецензурной брани.
Педагогам
Информационная безопасность детей – это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию (Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»).
В Интернете, как и в реальной жизни, учащихся подстерегают опасности: доступность нежелательного контента в социальных сетях, обман и вымогательство денег, платные СМС на короткие номера, пропаганда насилия и экстремизма, игромания и интернет-зависимость, склонение к суициду и т. п.
Интернет-зависимость — это навязчивое желание подключиться к Интернету и болезненная неспособность вовремя отключиться от Интернета. По данным различных исследований, интернет-зависимыми сегодня являются около 10 % пользователей во всём мире. В частности, некоторые учащиеся настолько увлекаются виртуальным пространством, что начинают предпочитать Интернет реальности, проводя за компьютером до 18 часов в день. Видами интернет-зависимости являются навязчивый веб-серфинг, пристрастие к виртуальному общению и виртуальным знакомствам (большие объёмы переписки, постоянное участие в чатах, веб-форумах, избыточность знакомых и друзей в сети), игровая зависимость — навязчивое увлечение компьютерными играми по сети.
Задача педагогов в связи с имеющимися рисками состоит в том, чтобы указать на эти риски, предостеречь от необдуманных поступков, сформировать у учащихся навыки критического отношения к получаемой в Интернете информации, воспитать культуру безопасного использования Интернет. Также следует обратить внимание на гигиенические требования, которые необходимо соблюдать при работе с компьютером:
- школьникам среднего и старшего возраста можно проводить перед монитором до двух часов в день, устраивая 10-15 - минутные перерывы каждые полчаса;
- ребенок младшего возраста может находиться за компьютером не более 15 минут в день, в условиях классно-урочной деятельности – не более одного урока, а при наличии противопоказаний офтальмолога – только 10 минут, не более 3 раз в неделю;
- лучше работать за компьютером в первой половине дня;
- комната должна быть хорошо освещена;
- при работе за компьютером следить за осанкой, мебель должна соответствовать росту;
- расстояние от глаз до монитора – 60 см;
- периодически делать зарядку для глаз.
В образовательных организациях необходимо:
- проводить занятия для учащихся по основам информационной безопасности;
- знакомить родителей с современными программно-техническими средствами, обеспечивающими контроль использования сетевых ресурсов и ограничивающими доступ детей и подростков к ресурсам сети Интернет, несовместимыми с задачами обучения и воспитания;
- проводить специальные мероприятия по вопросам информационной безопасности несовершеннолетних.
Методические и справочные материалы
Памятка педагогам по обеспечению информационной безопасности обучающихся (воспитанников)
- Объясните учащимся правила поведения в Интернете. Расскажите о мерах, принимаемых к нарушителям, ответственности за нарушение правил поведения в сети.
- Совместно с учащимися сформулируйте правила поведения в случае нарушения их прав в Интернете.
- Приучайте несовершеннолетних уважать права других людей в Интернете. Объясните им смысл понятия «авторское право», расскажите об ответственности за нарушение авторских прав.
- Проявляйте интерес к «виртуальной» жизни своих учеников, и при необходимости сообщайте родителям о проблемах их детей.
- Научите учеников внимательно относиться к информации, получаемой из Интернета. Формируйте представление о достоверной и недостоверной информации. Наставайте на посещении проверенных сайтов.
- Обеспечьте профилактику интернет-зависимости учащихся через вовлечение детей в различные внеклассные мероприятия в реальной жизни (посещение театров, музеев, участие в играх, соревнованиях), чтобы показать, что реальная жизнь намного интереснее виртуальной.
- Периодически совместно с учащимися анализируйте их занятость и организацию досуга, целесообразность и необходимость использования ими ресурсов сети для учебы и отдыха с целью профилактики интернет-зависимости и обсуждайте с родителями результаты своих наблюдений.
- В случае возникновения проблем, связанных с Интернет-зависимостью, своевременно доводите информацию до сведения родителей, привлекайте к работе с учащимися и их родителями психолога, социального педагога.
- Проводите мероприятия, на которых рассказывайте о явлении Интернет-зависимости, ее признаках, способах преодоления.
- Систематически повышайте свою квалификацию в области информационно-коммуникационных технологий, а также по вопросам здоровьесбережения.
- Станьте примером для своих учеников. Соблюдайте законодательство в области защиты персональных данных и информационной безопасности. Рационально относитесь к своему здоровью. Разумно используйте в своей жизни возможности интернета и мобильных сетей.
Интернет-ресурсы для педагогических работников
Министерство просвещения РФ – https://edu.gov.ru
Федеральный ресурсный центр по сопровождению детей с ОВЗ - https://ikp-rao.ru
Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) – https://fipi.ru
Официальный информационный портал ГИА9 – https://gia.edu.ru
Федеральный портал «Российское образование» — https://edu.ru
Федеральный институт педагогических исследований - https://fipi.ru
Федеральный институт оценки качества образования (ФИОКО) — https://fioco.ru
Российская электронная школа (РЭШ) — https://resh.edu.ru
Единый доступ к образовательным сервисам и цифровым учебным материалам для учеников, родителей и учителей - https://myschool.edu.ru
Электронные учебники издательства "Просвещение" - https://media.prosv.ru
Яндекс. Учебник — https://education.yandex.ru/home
Цифровой образовательный ресурс для школ - https://m.edsoo.ru
Дистанционное образование для детей и школьников в интерактивной форме - https://uchi.ru
Сдаем ГИА: решу ВПР, ОГЭ, ГВЭ - https://sdamgia.ru
Материалы к урокам безопасного интернета
http://www.fid.su - сайт Фонда Развития Интернет.
https://edu.yar.ru/azbuka - Азбука цифрового мира
https://ligainternet.ru - Лига безопасного Интернета.
http://сетевичок.рф - обучение и онлайн-консультирование по вопросам сетевой безопасности
http://igra-internet.ru — онлайн интернет-игра «Изучи Интернет – управляй им»
https://урокцифры.рф — всероссийский образовательный проект в сфере цифровой экономики
Мероприятия, проекты и программы, направленные на повышение информационной грамотности педагогических работников
Фонд Развития Интернет реализует исследовательские, образовательные и информационно-просветительские проекты, направленные на развитие Интернета, изучение его влияния на пользователей, повышение цифровой компетентности и безопасное использование сети Интернет. Наша миссия состоит в содействии развитию сети Интернет как открытой платформы для социальных, образовательных, научных и экономических инноваций.
Вся информация на сайте Фонда развития Интернета - http://fid.ru